Почему некоторые литературоведы видят в балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» подтекст (скрытый смысл)? В чём он заключается?

Вспоминаем

Прочитайте отрывок из изученного вами ранее произведения и рассмотрите иллюстрацию. Вспомните, кто автор этого произведения, как оно называется.

Запишите ответ

Конечно, вы узнали героиню произведения В.А. Жуковского «Светлана».

Вспомните, к какому жанру относится данное произведение. Какие особенности характерны для произведений этого жанра?

Изучаем

Изучите Выясните, что такое баллада, в чём особенность сюжета баллады, как развивался этот жанр в русской литературе. Сопоставьте свои записи и материал статьи. Если необходимо, внесите дополнения и изменения. Запомните определение баллады.

Балла́да (от франц. ballade — танцевальная песня) — лиро-эпический жанр, повествовательная песня или стихотворение небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладах присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого, даже трагически неразрешимого.

По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, объединяют черты рассказа и песни. Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с внешними, неподвластными им силами, т. е. с самой судьбой.

В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) балладой первоначально называли лирическую хороводную песню.

В русской литературе жанр баллады стал популярным благодаря В.А. Жуковскому. Он написал около сорока баллад. Среди них оригинальные («Светлана», «Двенадцать спящих дев», «Эолова арфа») и переводные («Людмила», «Лесной царь», «Кубок», «Суд Божий над епископом»).

После Жуковского в жанре баллады писал А.С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Гусар»), М.Ю. Лермонтов («Три пальмы», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Морская царевна») и др.

Задание с открытым ответом
Лиро-эпический жанр

Объясните, почему баллады относятся к лиро-эпическим жанрам.

Вопрос для обсуждения
Это интересно. О жанре баллады

Узнаём

О летописном источнике «Песни о вещем Олеге»

Сегодня вы познакомитесь с балладой А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Источником сюжета баллады, как вы уже убедились, может быть предание, народная легенда. Основой сюжета баллады Пушкина стала история о смерти князя Олега от собственного коня из «Повести временных лет». Прочитайте летописный отрывок «Сказание о смерти Олега от коня».

Князь Олег прибивает щит свой к вратам Цареграда. Художник Ф.А. Бруни
Задание с открытым ответом. Летописи: особенности жанра
Это интересно. Изображение князя Олега в летописи

Читаем

«Песнь о вещем Олеге»

Выразительно прочитайте балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Помните о том, что летописные тексты принято было произносить распевно, неторопливо. С помощью словаря портала «Грамота» выясните значение устаревших слов вещий, волхв, кудесник, хазары, сеча и др.

Иллюстрация к балладе А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Художник В.М. Васнецов

Признаки баллады

Подумайте, какие особенности произведения А. Пушкина позволяют отнести его к балладе.

произведение небольшого объёма
динамичное развитие сюжета
трагический финал
в основе сюжета рассказ о реальном историческом персонаже
ярко выраженная позиция автора
повествование о судьбах многих героев
отсутствие эпического начала
размышления автора о творческой свободе поэта
в основе сюжета необычайный случай
присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого
В фокусе истории. Князь Олег

Анализируем

Проанализируйте содержание баллады:

  1. Как произошла встреча кудесника и князя Олега? Что рассказал кудесник о жизни князя и что предсказал ему?
  2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них?
  3. Каким предстаёт князь перед читателями? А каким вы представляете себе кудесника? Опираясь на текст, опишите героев.
  4. Как погибает князь Олег?
  5. Как вы думаете, сбылось предсказание кудесника или князь был наказан судьбой за то, что поверил в предсказание и оставил верного коня? Объясните свой ответ.
  6. Понравилась ли вам баллада? Какие эпизоды произвели на вас особое впечатление?

Известный исследователь творчества А.С. Пушкина Сергей Михайлович Бонди, анализируя «Песнь о вещем Олеге», высказал мнение о том, что в словах волхва выражается пушкинское отношение к существующей власти, преследовавшей его за его вольнолюбивые стихи («провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей...»). Найдите эти слова в балладе.

Задание с открытым ответом
«Волхвы не боятся могучих владык...»

Подумайте, как в словах волхва — «вдохновенного кудесника» — выражено пушкинское отношение к проблеме творческой свободы поэта. Предположите, с какими фактами биографии может быть связана позиция поэта.

Задание с открытым ответом
О вещем Олеге

Князь Олег назван в балладе вещим. Как вы понимаете это слово? Можно ли этот эпитет отнести к волхву? Почему?

Вопрос для обсуждения
Задание с открытым ответом. Главный герой баллады
Это интересно. Фрагмент рукописи

Исследуем

Язык баллады

Задание с открытым ответом
Анализируем язык произведения

В балладе используются устаревшие слова (секира, тризна, чело и др.) и слова, которые не соответствуют описываемой эпохе (обманчивый вал, дивная судьба, незримый хранитель и пр.). Как вы можете объяснить такое сочетание лексики?

Задание с открытым ответом
Анализируем язык произведения

С помощью каких литературных приёмов автор живо и эмоционально пересказал летописную историю о князе Олеге и его коне. Приведите примеры.

Задание с открытым ответом. Роль слова

Сопоставляем художественный текст и текст летописи. Делаем выводы

Обратите внимание на то, что баллада, как и летопись, основана на историческом событии. Летопись — прозаическое произведение, баллада — поэтический текст, в котором имеется много средств художественной выразительности.

Сопоставьте тексты баллады Пушкина и летописного сказания о смерти Олега от коня. Выясните, какие черты являются общими для баллады и летописи, чем эти жанры различаются. Внесите результаты своих наблюдений в 

Летопись Баллада
Источник сюжета
Вид текста (проза, поэтический текст)
Описание князя и кудесника
Как выражен характер героев
Средства художественной выразительности (если есть)
С какой целью создан текст

Делаем вывод

Задание с открытым ответом
Баллада и летопись

Сделайте вывод о том, чем текст баллады Пушкина отличается от своего летописного источника.

Сравниваем литературное произведение и произведения живописи

Перечитайте сцену прощания Олега с конём. Подумайте, сможет ли актёр сыграть этот эпизод. Приведите примеры того, как автор указывает на жесты, позу, поведение, состояние, настроение героя.

Рассмотрите иллюстрации В.М. Васнецова к балладе. Удалось ли, на ваш взгляд, художнику передать пушкинское драматургическое (т. е. как в пьесе или фильме) изображение героя? Каким образом?

Запишите ответ

Персоналии. В.М. Васнецов

Подводим итоги

Подумайте и запишите вопросы, которые возникали у вас в ходе изучения баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Обсудите их с одноклассниками.

Задание с открытым ответом
Памятник литературному герою

Если бы вам предложили создать памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)?

Задание с открытым ответом. Пишем отзыв

Ответ на Ключевой вопрос Интернет-урока

Почему некоторые литературоведы видят в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» подтекст (скрытый смысл)? В чём он заключается?