Балла́да (от франц. ballade — танцевальная песня) — лиро-эпический жанр, повествовательная песня или стихотворение небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в балладах присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого, даже трагически неразрешимого.
По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, объединяют черты рассказа и песни. Герои в балладе вступают в конфликт друг с другом, с внешними, неподвластными им силами, т. е. с самой судьбой.
В средневековой литературе (французской, испанской, итальянской) балладой первоначально называли лирическую хороводную песню.
В русской литературе жанр баллады стал популярным благодаря В.А. Жуковскому. Он написал около сорока баллад. Среди них оригинальные («Светлана», «Двенадцать спящих дев», «Эолова арфа») и переводные («Людмила», «Лесной царь», «Кубок», «Суд Божий над епископом»).
После Жуковского в жанре баллады писал А.С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Гусар»), М.Ю. Лермонтов («Три пальмы», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Морская царевна») и др.