Занятие 7. Газы, воздух, кислород

Интернет-урок 1. Воздух

Ключевой вопрос Интернет-урока

Из каких веществ состоит воздух? Какие газы в его составе необходимы для жизнедеятельности человека и животных?

Выдвигаем гипотезу о составе воздуха

Что может быть проще воздуха? Невидимый, без запаха и вкуса воздух незаметен, но человек не может прожить без него даже нескольких минут. Тем не менее, воздух — это достаточно сложная смесь газов.

Рассмотрите схему. Какого газа в воздухе больше всего? Какие ещё газы присутствуют в воздухе? Подумайте, какие газы в составе воздуха необходимы для человека, а без каких можно обойтись.

Запишите свои предположения.

Клуб знатоков. Дыхание кислородом и воздухом
В практической плоскости. Задание с открытым ответом. Го­то­вим­ся к про­ве­роч­ным ра­бо­там. Пар­ци­аль­ное дав­ле­ние кис­ло­ро­да

Изучаем и проверяем гипотезу. Компоненты воздуха

Задание с открытым ответом
Остаток воздуха

М. В. Ломоносов открыл закон сохранения массы веществ, обжигая металлы в «запаянных накрепко стеклянных сосудах». При этом он обнаружил, что часть воздуха не соединяется с металлом. Перечислите вещества, которые входят в эту часть.

Прочитайте, кем и каким образом было доказано, что воздух состоит в основном из азота и кислорода. Какие ещё газы входят в состав воздуха? Вспомните свои предположения и при необходимости дополните их.

Клуб знатоков. Откуда взялся кислород?
Это интересно. Воздухоплавание

Изучаем и вычисляем. Средняя молярная масса воздуха

Воздух — это смесь газов. 1 моль воздуха, так же как и 1 моль любого другого газа, занимает одинаковый объём — 22,4 л при н. у. и содержит одинаковое число частиц (6,02 · 1023). Чему же равна ? Значение средней молярной массы воздуха полезно запомнить: она равна 29 г/моль.

Воздух состоит в основном из газов кислорода (М = 32 г/моль) и азота (М = 28 г/моль). Значение средней молярной массы воздуха должно находиться в промежутке между этими молярными массами, причём быть ближе к молярной массе азота, ведь в 1 моль воздуха большую часть массы составляет масса лёгких молекул азота, а меньшую — масса более тяжёлых молекул кислорода. Вклад молярных масс остальных газов в среднюю молярную массу воздуха практически незаметен, ведь их содержание в воздухе мало.

M(воздуха) = 29 г/моль

Задание с открытым ответом

Определите, какие газы из перечисленных тяжелее, а какие легче воздуха?

Водород H2, кислород О2, гелий He, этан C2H6, ксенон Xe?

Тренируемся. Вычисляем
Задание с открытым ответом. Относительная плотность газов по воздуху
Задание с открытым ответом. Масса воздуха

Рассуждаем о процентном содержании газов в воздухе

В таблице приведено содержание газов в воздухе, измеренное в процентах по объёму и по массе. Подумайте, с чем могут быть связаны различия в этих цифрах, и запишите своё объяснение.

Составные части Содержание газов (в %)
по объему по массе
Азот 78,08 75,50
Кислород 20,95 23,10
Благородные газы (в основном аргон) 0,94 1,30
Оксид углерода(IV) 0,03 0,046

Запишите свое объяснение

Тренируемся

Что такое воздух?

Выберите все возможные варианты ответа.

Воздух — это...






Высказывания про воздух

Выберите все верные высказывания о воздухе.






Составные части воздуха

Выберите из списка все постоянные компоненты воздуха.









Кислород в воздухе

Вычислите, сколько л кислорода содержится в 81 л воздуха. Запишите в ответе число с точностью до целых.

Ответ:  л.

Задание с открытым ответом. Решаем вместе. Средняя молярная масса сухого и влажного воздуха
Задание с открытым ответом. Готовимся к ОГЭ/ЕГЭ. Горение серы

Изучаем и делаем выводы. Благородные газы

Пять газов, обнаруженных в воздухе чуть более 100 лет назад, оказались очень необычны. Подумайте, почему получили такое название, выпишите их названия, формулы и области применения.

Гелий, неон, аргон, криптон и ксенон по своим свойствам разительно отличались от других газов, известных к концу XIX века. Они не вступали в реакции ни с какими химическими веществами, т. е. были химически инертны. Кроме того, было доказано, что их молекулы состоят из одного атома. Молекулы всех известных к тому времени газов состояли из двух и более атомов.

Из-за своей инертности эти газы получили название инертных или благородных газов. (Металлы, которые называют благородными — золото, платина, серебро — также крайне неохотно вступают в химические реакции).

Позже, уже во второй половине XX века, учёные обнаружили, что аргон, криптон и ксенон всё-таки могут вступать в реакции и образовывать сложные вещества. А вот соединения гелия и неона так до сих пор и не получены.

Благородные газы широко используются в промышленности и технике благодаря своей инертности, низким температурам кипения, способности светиться разными цветами при пропускании электрического тока.

Гелий в промышленности получают из природного газа. Его там мало, но, тем не менее, в тысячу раз больше, чем в атмосфере. Остальные инертные газы выделяют из воздуха.

Гелий — очень лёгкий газ, он почти в 7,5 раз легче воздуха. Поэтому его используют для заполнения аэростатов, дирижаблей, воздушных шаров. Жидкий гелий применяют в технике и лабораторной практике для создания очень низких температур.

Аргон используют для создания инертной атмосферы, т. е. в таких процессах, где мешает кислород воздуха. Он может понадобиться и металлургам, и химикам, и сварщикам. Криптоном и ксеноном заполняют электрические лампы.

Газоразрядные лампы, заполненные неоном, давно применяют в световой рекламе.

Тренируемся

Благородные газы

Выберите из списка названия всех веществ, которые не относятся к благородным газам.







Это интересно. История открытия благородных газов
Задание с открытым ответом*. Плотность атмосферного азота

Учимся анализировать. Разрабатываем способ разделения азота и кислорода

В промышленности широкое применение находят чистые кислород и азот. Источник для их получения практически безграничен — это воздух. Проблема состоит в том, чтобы отделить эти газы друг от друга.

Сравните физические свойства кислорода и азота. Придумайте способ, как, основываясь на различии свойств этих веществ, отделить их друг от друга.

Запишите свой способ разделения веществ.

Тренируемся

Собирание кислорода и азота

Закончите предложения, выбрав подходящие по смыслу слова из ниспадающего списка.

Кислород собирают в химический стакан. Если в пустой стакан опустить трубку, по которой идёт ток кислорода, то кислород будет собираться в части стакана и постепенно вытеснит весь воздух. Это возможно потому, что кислород воздуха.

Азот собрать этим же способом, так как азот воздуха.

Физические свойства азота

Выберите все неверные высказывания о физических свойствах азота.






Сравнение азота и кислорода

Выберите все верные высказывания о физических свойствах азота и кислорода.







Клуб знатоков. Воздух чистый и грязный
Это интересно. Можно ли дышать чистым кислородом?
Тренируемся. Решаем тесты. Готовимся к проверочным работам

Подводим итоги

Сравните промышленный способ разделения воздуха на кислород и азот и метод, разработанный вами. При необходимости внесите в свой метод дополнения.

Задание с открытым ответом
Масса воздуха

Вычислите массу азота, который можно получить из 100 л воздуха (объём измерен при н.у.). Считайте, что в воздухе содержится 78 % азота по объёму. Приведите решение задачи.

Это интересно. Опыты с жидким азотом
Тренируемся. Решаем тесты. Готовимся к ОГЭ/ЕГЭ

Ответ на Ключевой вопрос Интернет-урока

Из каких веществ состоит воздух? Какие газы в его составе необходимы для жизнедеятельности человека и животных?